Бандпасс в полке  

Готовый или самодельный сабвуфер - наиболее радикальное решение "басовой" проблемы. Однако корпус занимает в багажнике немало места, а встроенные конструкции достаточно трудоемки в изготовлении, и полностью проблему не решают. Поэтому бескорпусные сабвуферы, несмотря на присущие им недостатки, популярны по-прежнему. Не последнюю роль играет и простота - для того, чтобы установить в заднюю полку динамик free air, не требуется особой квалификации. Однако решение это пригодно только для "настоящих" седанов, багажник которых отделен от салона перегородкой. В противном случае герметичность этого акустического оформления весьма условна, и воспроизведение низших частот ухудшается. В хетчбэках от такого решения больше проблем, чем результатов - герметизировать стыки полки и спинок заднего сиденья нереально. Акустическое оформление в этом случае уже не "условно-закрытый" ящик, а акустический экран.

Схема полосового громкоговорителя (бандпасс)Однако проблему можно решить, если изменить тип акустического оформления. Поскольку в хетчбэках заднюю полку для установки динамиков все равно необходимо как минимум укреплять, а как максимум - изготавливать заново, то незначительное усложнение ее конструкции не такой уж большой недостаток. Выгоднее всего применить полосовой громкоговоритель (бандпасс). Для наших целей удобна система 4 порядка, состоящая из двух камер - закрытой и резонансной. В качестве закрытой камеры будем использовать багажник, а полку превратим в резонансную камеру, снабженную фазоинвертором. Теоретически возможен и обратный вариант, но реализовать его крайне сложно.
Бандпасс позволяет гибко управлять частотной характеристикой акустической системы. Основные характеристики определяются резонансной камерой, а объем закрытой камеры можно рассматривать как инструмент для настройки резонансной частоты и добротности динамической головки. Однако в этом случае в силу вступают определенные ограничения: некоторые параметры конструкции - "объективная реальность" и произвольно изменять их нельзя. Так, объем багажника, в данном варианте играющего роль закрытой камеры акустического оформления, составляет обычно не менее 200 литров и варьировать им, мягко говоря, затруднительно. К счастью, при соответствующем выборе параметров динамической головки влияние объема закрытой камеры на частотную характеристику незначительно. Моделирование различных вариантов моделирование программой JBL Speaker Shop позволило определить основные соотношения параметров:

Расчет характеристик динамиков и обьема камеры

В этом случае объем резонансной камеры и размеры порта фазоинвертора получаются вполне пристойными. Увеличение объема резонансной камеры относительно Vas сужает полосу пропускания. Уменьшение объема расширяет полосу пропускания, но АЧХ становится двугорбой. С учетом реально доступных объемов для такой конструкции лучше всего подходят динамические головки со следующими параметрами:

  • Qts=0.7…1,0
  • Vas=20…50 л
  • Fs=40…60 Гц

Этим условиям отвечают не только "серьезные" динамики, но и многие "блины". Эффективность такой системы (по крайней мере, теоретически)в области частот ниже 50 Гц заметно выше, чем у закрытого корпуса. Результаты моделирования "в одном и том же багажнике" говорят сами за себя:

Результаты моделирования "в одном и том же багажнике"

Практическая реализация такой конструкции не представляет сложности. Достаточно взглянуть на типичную укрепленную полку - для превращения в бандпасс ей недостает только фазоинвертора.

Практическая реализация

www.12v-club.ru
 

 
    Создание сайта: CHIP-INFO.NAROD.RU  
Хостинг от uCoz